В.О.Пунский - известный учитель истории Луганщины


Пунский Виталий Овсеевич
(Украина, Ворошиловград-Луганск)

Выпускник, потом учитель истории в СОШ№16 , учитель истории в СОШ №36.
Автор книг по методике преподавания истории и по формированию общеучебных умений и навыков, в соавторстве - учебника по новой истории для 9-го класса. 

Более  чем десятилетняя работа педагогического коллектива  Ворошиловградской средней школы №36 по методике развития учебно-познавательных способностей учащихся 1-10-х классов, отмеченная почетными дипломами АПН СССР в 1981, 1983 гг. , была обобщена В.О.Пунским в книгах "Учить умению учиться" и "Азбука учебного труда". 
Педколлектив школы Ворошиловградской СШ №36 в 70-е годы принял решение считать обучение  учащихся умению учиться общешкольной исследовательской задачей. Во-первых, была своими силами составлена и реализовывалась межпредметная схема разъяснения общих способов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин в 1-10-х классах, во-вторых, классные руководители проводили тематический цикл бесед о культуре умственного труда. Была перестроена вся методическая работа в школе, создан методический совет для координации действий всех методобъединений, разрабатывались памятки для учащихся, проводились родительские лектории и учительские конференции.
Памятки по формированию общеучебных умений и учению работать с книгой публиковались еще в первых книгах и статьях Виталия Овсеевича, думаю, что именно его энергия, настойчивость, терпение позволили обобщить накопленный в школе опыт и поделиться им с общественностью. Книги были изданы многотысячными тиражами. в ведущих педагогических издательствах, давая возможность другим педколлективам и отдельным учителям использовать этот опыт в своей практике.

Книги В.О.Пунского, читанные и перечитанные со студенческих лет, до сих пор бережно хранятся в моей библиотеке. Училась по ним методике проведения уроков, использованию, а потом и составлению памяток.
Вдохновленная его опытом, попыталась и сама "сотворить" такой сборник, в соавторстве с Г.Фрейманом, опубликовала в Луганске. 
К сожалению, найти в сети хоть что-то кроме упоминаний названий книг в библиографических списках и в каталогах некоторых библиотечных сайтов мне не удалось.
Сканированные обложки книг, хранящихся в моей библиотеке. и тексты предисловий в ФОТОАЛЬБОМЕ (прошу извинить, сканировать полностью нет времени и возможностей).

Один из коллег Виталия Овсеевича по Ворошиловградской СШ№36, работавший в те годы учителем физики, Лещинский Леонид Абрамович, автор разделов II.6, II.11 в книге "Учить умению учиться", упоминает сотрудничество с Пунским в своем романе-мемуарах. Миг жизни 
 
Почему я выбрала именно его для представления участникам галактической экспедиции?
Вы можете сказать, что есть более известные, прославленные, заслуженные. Конечно, это так. Читала мемуары Лещинского и не по себе стало... даже звание учителя-методиста В.О. пришлось ждать годы... Хорошо, что удавалось печататься... Простите, что моя история получилась грустной. И кому-то покажется малоинформативной и совсем не полезной .(читала замечания наших ведущих к другим работам...) Хотя на самом деле именно деятельность Пунского в далекие 80-90-е годы была связана с развитием так актуальных сейчас умений 21 века...
Печальная аналогия с судьбами многих новаторов, чья деятельность и труды оказались то ли забытыми, то ли пока невостребованными...
Думаю, что смогу найти больше информации и дополнить свой рассказ. Буду стараться)
Но уже не летом 2013 - оно реально заканчивается.... 


Пособия для учителя по методике преподавания истории
  • Формирование у школьников понимания закономерности исторического процесса: из опыта работы по изучению курса новой истории в 8-м кл. - М.: Просвещение, 1972 г. - 269 с.
  •  Изучение истории СССР в 8 классе. - М.: Просвещение, 1978. - 144 c. с илл.  (тирах 100 000 экз.)
  • Раскрытие закономерностей общественного развития на уроках новой истории в 9 классе. Из опыта работы (на укр.языке). - К.: Рад.школа, 1978. - 127 с.  (тирах 18 000 экз.)

Пособия по межпредметной методике
формирования учебно-познавательных умений школьников
  • Учить умению учиться. Из опыта работы Ворошиловградской средней школы №36/В.А.Колот, В.О.Пунский, С.С.Вокалова и др.; Под ред. В.О. Пунского. – К.: Рад.школа, 1987. - 192 с. (тираж 25 000 тыс.экз.)
  • Азбука учебного труда. Книга для учителя: обобщение передового педагогического опыта. -  М.: Просвещение, 1988. - 141 с. (тираж 204 000 тыс.экз.)

Учебник по истории
  • Новая история 1640-1870: Учеб. кн. для 9-го кл. общеобразоват. учреждений / В. О. Пунский, А. Я. Юдовская. - М.: Просвещение, 1994.  - 320 с. ил., карты 22 см,(издания 1994-1999)
  • Новая история. 1640-1870. 9 класс / В. О. Пунский, А. Я. Юдовская. - Яхонт-А, 2002



Комментариев нет:

Отправить комментарий